Что такое суммативное оценивание и как высчитываются оценки?

Критериальная система оценивания подразумевает под собой формативное оценивание и суммативное оценивание:

  • Формативное оценивание – вид оценивания, которое проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и педагогом и позволяет совершенствовать образовательный процесс.

    Примечание: словесная оценка (ОТЛ, ХОР, УДВ, ПЛХ) и комментарии к уроку не учитываются при расчетах СОР, СОЧ и итоговой оценки.
  • Суммативное оценивание - вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, учебный год), а также изучения разделов (сквозных тем) в соответствии с учебной программой. На основании выставляемых баллов автоматически рассчитываются оценки за учебный период и учебный год.

В журнал критериального оценивания выставляется: 

  • Балл за каждую суммативную работу за раздел (СОр) - сумма набранных баллов и соответствующий уровень учебных достижений.
  • Балл за суммативную работу за учебный период (СОч) - сумма набранных баллов согласно спецификации.
  • Отметка о посещаемости на уроке.
  • Формативная оценка – текущая словесная отметка преподавателя, характеризующая успеваемость ученика. 

 

Формативное оценивание

Формативное оценивание проводится для мониторинга достижений обучающимися целей обучения и дальнейшего выстраивания дифференцированной работы на уроке, включая итоги выполненной домашней работы и рекомендации педагога в письменной форме (в тетрадях или дневниках) или устно.

При формативном оценивании педагог самостоятельно определяет количество обучающихся и частоту предоставления обратной связи.

Ниже обозначено соответствие формативного оценивания к 5-ти балльной системе оценивания:

Оценка по 5-бальной системе

Оценка по формативному
оцениванию

Обозначение в журнале

«5» Отлично «ОТЛ»
«4» Хорошо «ХОР»
«3» Удовлетворительно «УДВ»
«2» Плохо «ПЛХ»

 

Суммативное оценивание

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится педагогами в форме суммативного оценивания для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении четверти, изучения разделов (сквозных тем).

По результатам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему (далее - СОР) обучающимся выставляются баллы, которые учитываются при оценивании учебных достижений за четверть.

СОР проводится один раз во второй половине четверти, не менее чем за две недели до ее завершения, при изучении одного раздела (сквозной темы) в четверти. Разрешается его проведение в два этапа.

Баллы в суммативных оценках округляются по математическим правилам и учитываются все знаки после запятой. Например:

  • 43,11 = 43 
  • 43,31 = 43
  • 43,52 = 44
  • 43,81 = 44

Пример: сумма округленных СОр и СОч равных 64,5 в журнале будет равна 65, т.к. по математическим правилам учитываются все знаки после запятой.

Общая формула для расчета четвертной оценки:

mceclip0.png

Общая формула для расчета годовой оценки для учебных годов ранее 2017 года (2016-2017):

mceclip1.png

Общая формула для расчета годовой оценки для учебных годов позднее 2017 года (2017-2018):

mceclip2.png

где n - количество отчетных периодов.

Результаты суммативного оценивания обучающихся в виде баллов выставляются в электронный журнал и переводятся в четвертную и годовую оценки по шкале перевода баллов согласно Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования.

  Шкала перевода баллов в оценки для 1-ых классов
Процентное содержание баллов Показатель оценивания Оценка
0-20% Неудовлетворительно «2»
21-50% Удовлетворительно «3»
51-80% Хорошо «4»
81-100% Отлично «5»
Шкала перевода баллов в оценки для 2-11-тых классов  
Процентное содержание баллов Показатель оценивания Оценка
0-39% Неудовлетворительно «2»
40-64% Удовлетворительно «3»
65-84% Хорошо «4»
85-100% Отлично «5»

 

Выставленные словесные отметки и баллы СОр и СОч в дневнике ребёнка будут отображаться следующем образом.

 

mceclip4.png

 

Выставление баллов за раздел/сквозную тему

Обучающийся по итогам каждой процедуры суммативного оценивания за раздел/сквозную тему получает результат в виде количества набранных баллов из максимально возможных и соответствующего уровня учебных достижений.

Ниже показан пример результатов обучающегося 1 класса по предмету «Математика» за 3 четверть по суммативному оцениванию за разделы.

Результаты обучающегося по суммативному оцениванию за разделы по предмету «Математика» в 1 классе за 3 четверть.

mceclip5.png

 

Выставление четвертных оценок

В 1 классе в течение 1-го полугодия суммативное оценивание не проводится. Четвертная оценка выставляется только в 3 и 4 четверти. Четвертные оценки складываются из результатов суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и за четверть.

Во 2-4 классах четвертные оценки складываются из результатов суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и четверть. Для выставления оценок за четверть используются результаты суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверть в следующем процентном соотношении:

- 50% оценки за четверть формируется по результатам суммативного оценивания за разделы/сквозные темы;

- 50% оценки за четверть формируется по результатам суммативного оценивания за четверть.

 

mceclip6.png

 

Ниже показан пример расчета четвертной оценки обучающегося 1 класса по предмету «Математика» за 3 четверть.

Результаты обучающегося 1 класса по суммативному оцениванию за разделы и четверть по предмету «Математика» за 3 четверть.

 

mceclip7.png

 

mceclip8.png

 

Для расчета оценки за четверть процентное содержание баллов по суммативному оцениванию за разделы и четверть складываются.

33,8% + 37,5% = 71,3%

По шкале перевода баллов в оценки определяется четвертная оценка обучающегося.

 

mceclip9.png

 

Согласно данной шкале 71,3 % соответствуют оценке «4».

Четвертная оценка обучающегося по предмету «Математика» за 3 четверть – «4».

 

Выставление годовых оценок

Годовая оценка обучающегося по предмету формируется из результатов всех четырех четвертей (в 1 классе за 3-4 четверти).

Ниже приведен пример расчета годовой оценки, обучающегося 2 класса по предмету «Математика».

Результаты обучающегося за 1-4 четверти по предмету «Математика» во 2 классе.

 

mceclip10.png

 

mceclip11.png

 

Для расчёта годовой оценки складываются общие баллы обучающегося за суммативное оценивание за разделы/сквозные темы и суммативное оценивание за четверти. Далее по процентному соотношению (50%:50%) определяется процентное содержание баллов за учебный год.

Процентное содержание баллов за учебный год по суммативному оцениванию за разделы/сквозные темы и суммативному оцениванию за четверти складываются и переводятся по шкале перевода баллов в оценки.

37,6% + 42,5% = 80,1%

 

mceclip12.png

 

80,1 %, согласно шкале перевода баллов в оценки, – это оценка «4».

Годовая оценка обучающегося по предмету «Математика» во 2 классе – «4».

Комментарии